Этические границы в жизни слушающих: начальный этап
Доклад на международной богословско-практической конференции "Традиции святоотеческой катехизации: Проблемы и критерии качества оглашения современных слушающих" (Москва, 25–27 мая 2011 г.).
Небольшой отрывок из доклада:
"Оглашаемый должен внутренне понять, что творить грех — это безумие, что грех — это вражда против самого себя, против своих ближних, против своей семьи, против своих друзей. Здесь именно книги Премудрости помогают возродить в уме и сердце старые добрые, но иногда крепко забытые современными людьми этические ценности, которые как раз опираются на здравый смысл, житейскую мудрость, трезвенность и умеренность в жизни. Библейский язык обладает такой специфической образностью, которая все вещи сразу ставит на свои места.
Приведем несколько примеров. Довольно непросто говорить о том, какое отрицательное значение в жизни человека имеет лень. (В скобках замечу, что сейчас мы говорим не об аскетических, а об этических принципах. Слушающие должны научиться точно исполнять слово Писания. А уж какие они будут к этому прикладывать внутренние усилия, это в каком-то смысле не важно.) Допустим, о ленивом человеке в книгах Премудрости сказано так: «Воловьему помету подобен ленивый: всякий, поднявший его, отряхнет руку» (Сир 22:2). Очень хороший, замечательно яркий образ!
Или вот что говорится о блуде. Сейчас это, как известно, грех очень распространенный. О блуднике сказано: «Человек, блудодействующий в теле плоти своей, не перестанет, пока не прогорит огонь. Блуднику сладок всякий хлеб: он не перестанет, доколе не умрет» (Сир 23:22–23). Какая-то внутренняя последовательность процесса показана здесь очень ясно.
А вот что сказано о пьянстве, тоже очень распространенном у нас пороке: «Против вина не показывай себя храбрым, ибо многих погубило вино» (Сир 31:29). Важно, чтобы человек обретал смирение, трезвенность и не пытался с некоторыми страстями бороться, что называется, наскоком, в лоб. Важно, чтобы это мудрое правило, о котором сказано еще в первом псалме: «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых», люди глубоко усвоили и соответствующим образом себя вели."
источник
Journal information