Кто может помочь?
Под таким названием вышла в свет научная монография протоиерея Георгия Крейдуна, кандидата богословия, проректора Барнаульской духовной семинарии. Полное название книги: «Миссионерское храмоздательство на Алтае: Воссоздание облика утраченных храмов XIX – начала XX века».
Во «Введении» автор констатирует, что в России во второй половине XIX – начале XX вв. получила широкое распространение миссионерская деятельность Русской Православной Церкви. В этот период миссионерство являлось неотъемлемым и наиважнейшим направлением деятельности Церкви, способствовавшим объединению российских народов в единую державу. Миссионерство развивалось главным образом в регионах проживания инородческого населения – в Сибири и на Дальнем Востоке. Результаты работы сибирских миссионеров имели не только собственно церковную, но и общегосударственную значимость, которая выражалась в просвещении коренных народов, в приобщении их к общеевропейской христианской культуре.
Деятельность Алтайской духовной миссии, основанной в 1830 г., распространялась на довольно обширную территорию юга Западной Сибири. К 1917 г. общее количество селений миссии составило 434. В миссионерских селениях проживало 46 729 крещеных жителей. В каждом из тридцати одного отделения находилась самостоятельная церковь. Кроме того, в миссионерских станах было 11 приписных храмов, 47 молитвенных домов и 10 часовен. Также на территории Алтайской миссии действовали архиерейское подворье, шесть миссионерских монастырей и общин, целый ряд учебных и благотворительных учреждений.
Структура миссионерских учреждений охватывала все стороны жизни населения Алтая: религиозные потребности, хозяйственно-бытовую деятельность, образование, благотворительность. Опыт Алтайской миссии интересен и важен, поскольку она была самой обширной (с наиболее разветвленной сетью структур) из внутренних миссий и оставалась образцовой вплоть до событий 1917 г.
Работа миссионеров осуществлялась в условиях отсутствия стабильного финансирования и целенаправленной государственной или церковной программы. Плотность населения южно-сибирских территорий была крайне низка, при этом практически отсутствовало всесезонное транспортное сообщение. Неблагоприятная социальная обстановка приводила к существенному недостатку не только квалифицированных кадров, но и рядовых штатных сотрудников. Преодоление столь многообразных препятствующих факторов стало возможным во многом благодаря колоссальной личной инициативе руководства и сотрудников миссии. Однако даже предельная самоотдача приезжего русского духовенства не имела бы столь существенных последствий, если бы не удалось наладить взаимный контакт с местным населением.
Journal information