Поэтому из нашего словоупотребления выходит, даже почти уже вышло, и соответствующее обличение. Попробуйте сказать кому-нибудь, что он вор. Тут же услышите в ответ: «Ну, взял. Да, взял. Но при чем здесь вор? Ты что меня оскорбляешь? Мало ли кто что взял!» И это психология большинства, это наша с вами психология.
[ Spoiler (click to open)]И здесь тоже есть колоссальная проблема. Чувство собственности может рассматриваться как следствие грехопадения. Святой Иоанн Златоуст, например, говорил, что человек, который впервые сказал: «это – мое», был самым страшным грешником. Так что святой Иоанн Златоуст тоже ставил под подозрение собственность, но как видно, с какой-то другой стороны, совсем иначе, особенно если иметь в виду тот коммунизм, который был осуществлен в раннехристианском обществе. А Златоуст был его ярым сторонником.
И, к слову говоря, тут я хотел бы привести примеры интересного расширенного толкования заповедей, например, той же «не укради». Так, она может восприниматься в неожиданном для нас контексте и толковаться как нанесение ущерба репутации невиновного. Оказывается, можно обокрасть человека далеко не только материально, а нарушив следующую, девятую заповедь. Или, например, если человек бессовестно пользуется гостеприимством другого, то это тоже будет нарушением заповеди «не укради». Или наоборот, если человек не предоставляет нуждающемуся своего крова, то это тоже относится к нарушению заповеди «не укради». Подумаем над этим, это очень интересно. Редко мы сами предвидим такие вещи."
Journal information