Вторая часть Декалога начинается с самой древней заповеди, которая нам известна еще со времен Ноя. Это заповедь о почитании родителей: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе».
Здесь необходимы некоторые уточнения. Во-первых, в этой заповеди еще не говорится о любви к родителям, а говорится об их почитании, и это не одно и то же. Потом, говорится не вообще о почитании отца и матери, а говорится как бы с некоторым продолжением: если хочешь, чтобы продлились дни твои, да еще в земле обетованной, то тогда чти отца и мать, а не хочешь – смотри сам.
Бесспорно, такое почтение к отцу и матери связано с почитанием Бога, потому что Он также есть Отец наш. И поэтому предполагается, что отец и мать являются носителями той же веры в Него, и они способны ее передать. Почтение к отцу и матери, бесспорно, несет в себе этот элемент возможности передачи истинной, святой веры.
[ Spoiler (click to open)]К сожалению, сейчас, когда вера разрушена во многих сердцах, мы часто наблюдаем в семьях страшную вражду и полное непонимание. Иногда старшее поколение, уча добру, и правде, и заповедям, и вере, оказывается непонятым. А иногда наоборот, и все чаще и чаще случается так, что молодые люди приходят к вере и вдруг неожиданно для себя открывают, что старшее поколение ничего не хочет об этом слышать, иногда в самых резких формах отрицая все, что открылось детям уже без их отцов. Тут особенно трудно бывает людям исполнять заповедь о почитании родителей, и тогда они задают постоянные вопросы: «Как тут быть?» Естественно, им приходится напоминать, например, слова апостола Петра, что «должно слушаться более Бога, нежели человеков» и что во всех случаях, когда воля человеческая приходит в противоречие с волей Божьей, надо выбирать волю Божью.
И тем не менее заповедь о почитании родителей сохраняется, даже если эти родители неверующие и не желают понимать и чтить своих верующих детей. Чтобы верно понять это, надо знать, какой хотя бы минимальный смысл заложен в это почитание. В заповеди он является вполне определенным, в ней имеется в виду, что надо их кормить, поить, одевать, заботиться о них, об их достойном существовании и их чести, не распространять слухи об их грехах и недостатках, т. е. не открывать как бы «наготу» их перед людьми, даже если она – эта духовная нагота – случайно открылась их детям. К сожалению, так редко бывает, чтобы люди принципиально придерживались такой установки, таких вещей.
Итак, из пятой заповеди мы можем сделать вывод о том, что духовная и всякая иная связь поколений не осуществляется автоматически: здесь, как и везде, требуется особое усилие и даже самоограничение. И если эта связь между поколениями устанавливается, то это великое счастье, и, на мой взгляд, здесь будет совершенно уместно привести слова царя Соломона о том, что «нитка, втрое скрученная, не скоро порвется». Здесь можно видеть и связь духовного с материальным."
Десять заповедей
Journal information