Вот знаменитое «не сотвори себе кумира», идола. В наше время надо с горечью констатировать, что идолопоклонство очень распространилось. Современные люди уклоняются в идолопоклонство множество раз, в том числе и тогда, когда ставят на Божеский пьедестал науку и искусство. И стало ясно, к чему это ведет.
«Не служи им», – сказано в заповеди. А люди очень часто даже гордятся тем, что они служат той же науке, тому же искусству или каким-то любимым своим лидерам. Не случайно сейчас даже легализовано понятие «фанаты» и тому подобное, т. е. то, от чего так долго отталкивались все люди, – от всякого фанатизма.
И по-настоящему эти люди, которые называют себя так, есть фанатики. Им только не хочется называть себя фанатиками, и они называют себя «фанатами», ибо так как будто благороднее звучит. И доходят они в этом фанатизме до самых крайностей, до полного перевоплощения, до полного извращения своей природы. Увы, это относится не только к молодежным фанатам. Подчеркиваю, что можно так же до извращения служить науке и искусству. И перевоплощение в искусстве тоже может быть фанатическим явлением. Бог сотворил мир и требует, чтобы этому миру, сотворенному Им, как и ничему в этом мире, никто не поклонялся и не служил. А этот мир – единый мир. Не случайно сказано, что даже принципиальное признание неединства мира приводит к идолопоклонству. Думаю, что для тех людей, которые знакомы с современной физикой, это покажется интересным и актуальным.
[ Spoiler (click to open)]В связи со второй заповедью вы можете спросить, а как же в церкви люди поклоняются иконам, святыням, мощам и т. д.? Тут я заранее предвижу эти вопросы и, чтобы их предупредить, просто напомню людям, которые хотели бы об этом спросить, которые, видимо, не чувствуют разницы между «поклонением и служением» Богу и тем, что мы называем «поклонением» (но никогда не «служением») святыням, напомню им учение св. Иоанна Дамаскина о «смирении» и так называемом «почитательном поклонении». Он различал два вида поклонения: то, которое относится только к Богу, вместе со служением Ему, и то поклонение, которое есть воздание чести всякому образу, отображению Божиему. Поэтому мы говорим, что человек, например, как образ Божий, достоин «почитательного поклонения», но только постольку, поскольку он – образ Божий, живая икона Бога. То же относится и к иным святыням. О религиозном служении же сказано, что оно принадлежит только Богу. И это верно, хотя иногда мы говорим, что все христианство есть служение, служение и Богу, и ближнему, имея в виду то, что услужая ближнему нашему, в котором отображается Бог, мы тем служим единому Богу.
К сожалению, еще много идолов в нашем сознании, в нашей современной жизни. Здесь не только наука и искусство, которые я упомянул, и не только наука и техника, здесь может быть и секс, и богатство, и разного рода национально-освободительные движения и идеи, политические и экономические теории и практики и т. д. Сейчас иногда так служат национальной идее люди самых разных национальностей, что невольно вспоминаешь об идолопоклонстве. И увы, это у нас касается всех. Я еще не встречал народа, представители которого говорили бы о своей национальности без тени идолопоклонства, хотя бы тени.
Во второй заповеди еще стоит обратить внимание на то, что Бог здесь объявляет Себя Богом ревнителем, наказывающим до третьего и четвертого поколения, но и милующим. Милующим, правда, не до третьего и четвертого поколения, а до тысячи родов, как сказано в Писании. И это очень понятно, потому что поклонение и служение Богу является здесь самым трепетным моментом, и неслужение Богу не может не оборачиваться, как и всякое преступление, нарушение закона, наказанием.
Итак, если есть закон и если есть его преступление, то не может не быть и наказания за это. Каждый человек должен знать об этом: когда он нарушает хотя бы одну из заповедей Божиих, то он всегда этим ставит себя под удар, а вместе и всех тех, кто с ним рядом, кто с ним связан или от него происходит.
Надо знать это! Пусть в специфической терминологии Ветхого завета мы находим прямое возведение к Богу всех наказаний. И это в известном смысле верно: если закон от Бога, то от Бога же, что логично, объявляется и наказание, вернее от имени Божьего. Исходя же из опыта Нового завета, мы хорошо знаем, что на самом деле наказывает не Бог. Хотя закон от Бога, но Сам Бог не есть закон, поэтому от Самого Бога нет ни искушений, ни наказаний. Но то, что всякое нарушение высшего закона влечет за собой и высшее наказание, – это бесспорно. В конце концов, какая нам разница, кто наказывает: мы сами себя наказываем, близкие нас наказывают, природа нас наказывает или Бог нас наказывает. В контексте высшего закона нашей жизни это безразлично."
Десять заповедей
Journal information