Свет добра против силы зла
ДиаНовости, 2002, № 9 (72)
«Почему мир так жесток, полон скорби, слез и страдания? Откуда в нем столько зла? Зачем жизнь так ломает и калечит человека? – часто недоумеваем мы. – Наступят ли когда-нибудь иные времена?» Наш разговор об этих и других трудных вопросах.
[ Spoiler (click to open)]Отец Георгий, что было вначале – добро или зло? В чем тайна зла и откуда оно взялось?
Когда есть добро, тогда есть и зло, с которым добро всегда борется. По христианскому вероучению, зло – следствие грехопадения человека. Человек их причина, не Бог. А Бог – Он по ту сторону добра и зла. Потому что Бог есть Любовь, а в ней нет зла и, в некотором смысле, она выше добра. Любовь – это некое абсолютное благо.
Если силы добра и зла – объективная реальность, то почему между ними нет равновесия? Прошлый раз вы сказали, что мир лежит во зле...
Именно так. Это слова Священного писания. А равновесия нет, его и не должно быть, как не должно быть и зла.
Но оно не просто есть, оно задает тон всему...
Именно поэтому этот мир преходящ, и если бы зла не было, незачем было бы говорить о каком-то новом мире, «новом небе и новой земле», о Царстве Божием.
А как выглядит это Царство?
Апостол Павел отвечает на этот вопрос так: «Царство Божие – не пища и не питие (то есть не какое-то физическое и физиологическое явление), а правда (то есть праведность), мир и радость во Святом Духе». Для многих же из нас это что-то по-детски сказочное, больше напоминающее мусульманский рай с райскими кущами, томными черноокими гуриями и со всевозможными наслаждениями: для ребенка – это мороженое, а для взрослого кое-что еще. Но это отдельная тема.
Чтобы достичь Царства Божия, нужно бороться со злом?
Со злом необходимо бороться, но лишь зная, как это делается. Потому что подчас благими намерениями дорога бывает вымощена в ад. Человек, стараясь сдержать зло, подчас сам его творит. Зло рождает зло – это непреложный закон. А добро рождает добро, и не бывает по-другому.
Научите, как правильно бороться со злом?
В человеческом мире это делается тремя способами. Первый – из двух зол выбирается меньшее. Иногда человек поставлен в безвыходную ситуацию, и чтобы пресечь зло, он тоже должен его совершить.
По этому принципу действует государственная система охраны порядка, которая ограждает общество от преступников с помощью насилия и тюрем. Или: тот, на кого напали, защищаясь, ранит или даже убивает другого. Это случается не только на войне. Но в такой попытке ограничить зло меньшим злом, даже если она благородна, еще нет Бога. Потому что Бог смерти не сотворил и зла не творит. И когда человек борется со злом не Божьей силой, а мирскими средствами, ему бывает крайне тяжело. Посмотрите на наших солдат, вернувшихся из Чечни, Афганистана: как подчас разрушена их психика, подорвано здоровье, некоторые даже сходят с ума...
Второй путь апостол Павел сформулировал так: «Не будь побежден злом, но побеждай зло добром». Зло всегда агрессивно, и эта сила порою идет изнутри человека совершенно беспричинно. Он вдруг начинает раздражаться, хочет причинить другим боль, а если не удается, делает это себе, вплоть до самоубийства. Таких людей с испорченной природой можно побеждать добром, если добро это, конечно, настоящее. Вспомните безгранично добрых своих верующих бабушек, очень скромных: их доброе слово, теплый взгляд питали окружающих, придавали энергии, отбрасывали зло. Сейчас же все больше распространяется так называемый здравый смысл: «Зачем я буду вмешиваться в этот конфликт, где могут ударить и меня? Или дискредитировать мое имя? Пусть дерутся – они чего-то не поделили. Это не мое дело...» Вместо того, чтобы за кого-то вступиться, мы обвиняем обе стороны и бездействуем. Это трудно – заставить себя участвовать в столкновении добра и зла. Для этого нужны смелость, дерзновение, внутренняя свобода, некое чувство самопожертвования.
И это источник третьего пути борьбы со злом – когда оно пресекается светом свободы, веры, любви – тем, что напрямую восходит к Богу. Но Бога надо не просто иметь в себе, но и уметь извлечь из сокровищницы своего сердца. Добрым, в конце концов, может быть и неверующий человек, у которого есть совесть, но этот третий путь борьбы со злом для него почти закрыт.
А какие формы зла наиболее опасны?
[ Spoiler (click to open)]Клевета, предательство, прелюбодеяние, за которым стоит не только неверность в браке, а неверность любви вообще, значит, и Любви Божьей. Бывает ярая ненависть, которая ведет к убийству, если не физическому, то духовному: наши жестокие слова и поступки заставляют человека каменеть, переживать тяжелейший стресс, что может закончиться в том числе и диабетом. Поджелудочная железа – один из самых уязвимых органов, да и вся эндокринная система очень ранима.
А зависть – тоже источник зла? В Евангелии сказано, что Христа распяли из-за зависти...
Зависть открывает шлюзы любому виду зла. Каждый человек, намеревающийся совершить что-то доброе, тем более по-божески, а не только от своего внутреннего почина, обречен на то, что ему будут завидовать и против него начнут бороться уже потому, что он добр, или потому, что он –верующий. Христос не случайно говорит: «Меня гнали, и вас будут гнать». И еще: «Всякий, кто хочет жить благочестиво, будет гоним».
Выходит, зло сильнее добра?
Если человек не знает, как противостоять злу, если он закрыл себя добру, потерял веру, надежду, любовь. Человек призван любить – в этом его сила и источник всех благ, здоровья и внутреннего мира, который поддержит его лучше, чем любое лекарство, в том числе и в противостоянии злу. А лекарство, даже самое хорошее, – это всего лишь костыль. При диабете нельзя бросить препараты, но надо помнить, что это все равно костыли. Главное – то, чем наполняется твое сердце, что питает твою душу. А потому сражайся со злом и внутри себя, и вовне. Помни, что оно по природе своей одинаково. Никогда не потворствуй ему, чтобы не оказаться выброшенным на обочину жизни.
Зло многолико, как его распознать?
Для этого и существует Закон Божий и заповеди, которые четко нам говорят: это белое, а то черное; иди по этой тропинке, а не по той; живи по совести. Совесть – голос Божий внутри нас. И не нужно было бы никаких заповедей и Писания, и даже обрядов и храмов, если бы совесть наша не была больна, если бы она работала с полной силой, а человек бы не подавлял, не искажал ее и слушал ее голоса.
А есть люди, которые воплощают зло в чистом виде?
Это так называемые бесноватые. Когда говорят о сглазе, порче и прочих подобных вещах, то за этим стоит воздействие бесноватого человека на доброго, не умеющего «защититься». Я наблюдал, как под влиянием таких людей другие буквально цепенели, потому что не были готовы к подобной встрече. Хотя бесноватых можно только пожалеть и ни в коем случае нельзя злорадствовать на их счет. У них зло рождается беспричинно, изнутри и оттого рано или поздно они становятся психически больными. Излечить бесноватого, изгнав из него бесов, можно специальными молитвами, силой любви, веры. Но необходимо быть сгустком такой силы, чтобы преодолеть сгусток силы той.
А может зло иметь положительный эффект?
Никогда!
Почему же говорят: «Не было бы счастья, да несчастье помогло»?
Это в том смысле, в каком нам иногда помогает болезнь. Когда человек, например, горд, она его смиряет. Здесь одно зло борется с другим. Не сама по себе болезнь благо, благо то, что благодаря ей человек может взять себя в руки, очухаться, одуматься, остановиться в своих нелепых деяниях. Так и люди с диабетом нередко склонны к унынию – а это один из семи смертных грехов, с которыми всегда надо бороться. Кто-то из-за уныния даже погибает, потому что ему кажется, что жизнь кончена. Но это не так. У меня тяжелая форма диабета более двадцати лет, и я знаю, что и с этой болезнью можно жить нормально, находя источник энергии и радости в добре и благодати. Это то, что исцеляет не менее, а часто более всякого лекарства, компенсируя любую физиологическую немощь. Даже если человек уже без ноги или потерял зрение – это ограничение, но не конец жизни. С диабетом можно полноценно жить десятилетиями, что не удается многим здоровым людям, прожигающим свои силы и скоро становящимся жертвами зла.
Так все же добро победит зло или это бывает исключительно в сказках?
Это от нас зависит. Сказка – ложь, да в ней намек, добру молодцу урок... Человек должен быть светом в этом мире и жить в добре и справедливости. Пока же не природа, не дикие звери, не землетрясения провоцируют в мире зло, а сами люди – своим равнодушием, неразумным хозяйствованием, внутренней и внешней грязью. Ведь то, что внутри нас, оно же выплескивается и наружу. Посмотрите, что происходит вокруг, в наших лифтах, подъездах, подворотнях... И не надо ничего сваливать на начальство, оно такое же, как и мы, не хуже, просто у него больше возможностей. Мечтая о добре, человек часто сеет самое большое зло...
Где же выход? Поможет ли нам Бог?
Бог дал нам власть, и мы отвечаем за то, что плохо боремся со злом или вообще этого не делаем. Он готов нам помогать, если мы обратимся за помощью. Но Он не может все делать вместо нас. Потому что так устроен этот мир. И то, что он лежит во зле, – это сказано верующему человеку, долг которого разгонять тьму не злом, а светом Любви, имея ум и сердце Христово. В этом высший смысл христианской жизни, это и есть наш шанс и наш выход.
Источник:
Человек похож на яблоко из райского сада...
Journal information