О подготовке катехизаторов в древности известно очень мало. Скорее всего, их специально не учили. Судя по имеющимся свидетельствам, огласительные училища решали сразу две задачи: они готовили и катехуменов и катехетов[1]. Как практически происходило становление будущего катехизатора можно достаточно ясно себе представить, исходя из того, что предлагают нам источники.
Так, подготовка катехизаторов, да и сама катехизация никогда не осознавалась и не осуществлялась как образовательный процесс. Это было научением[2] вере, молитве и христианской жизни по образу того, как учил Христос Своих учеников. В гимне Христу Климента Александрийского есть такие слова: «Воспоем вместе Христу, Царю нашему, песню Благодарения за научение жизни…»[3].
Главную цель катехизации в то время можно определить как путеводительство к обретению дара новой жизни, что предполагало внутреннюю перемену в человеке, вхождение его в новую реальность через научение вере, молитве и жизни[4]. Подготовка катехизаторов заключалась во введении человека в традицию церковной катехизации, в передачу опыта жизни по вере. Это невозможно сделать только теоретически. Традиция (traditio — лат.: «передача, вручение») по определению является тем, что передается от человека к человеку через личный пример.
В настоящее время существуют два подхода к практической подготовке катехизаторов, оба видят своей целью выявление людей, способных к катехизическому служению и помощь им в обретении необходимых для этого навыков.
Journal information