"В тюрьме я раскрыл для себя, как люди жаждут наших молитв и жертвоприношений" В целом, влияние гонений на богослужение можно сформулировать так: то, что прежде было сделать легко, стало очень трудно. Резко выросла та, если так можно сказать, «цена», которую надо было платить за совершение богослужения. Так, само по себе обычное служение священника в приходском храме в 1920-е — 1930-е гг. становилось подвигом, поскольку обрекало его на скорый арест. С помощью репрессий государство пыталось добиться от приходских пастырей отречения от Бога, снятия с себя сана или по крайней мере ухода на светскую работу. |
"В лагерях богослужебные сосуды заключенные изготавливали своими руками из доступных материалов: железа, дерева. Сами шили простейшие облачения, изготовляли кресты и иконы из бумаги, хлебного мякиша. Служили иногда на просфорах, переданных с воли, а при их отсутствии — на лагерной пайке. Известный соловецкий узник, прот. Никодим, известный под прозвищем «Утешительный поп», использовал в качестве евхаристической чаши немецкую солдатскую кружку с крышкой, причащал деревянной лжицей, а вместо вина использовал клюквенный сок. Он носил под одеждой деревянный крест и самодельную епитрахиль, выдаваемую за шарф."
Journal information