Краткий обзор канонических норм, связанных с оглашением, нужно начать с напоминания о месте и значении канонического предания в жизни церкви. В своей знаменитой статье «Неизменное и временное в церковных канонах» протопр. Николай Афанасьев пишет: «Каноны облекают догматическое учение… в форму норм, которым должна следовать церковная жизнь, чтобы соответствовать догматическому учению»1. Следовательно, каноны в церкви являются (или, точнее, должны быть) способом выражения самой сути ее жизни в исторической действительности: «…воля Церкви — ее богочеловеческая воля — выражается в том, чтобы через канонические постановления исторические формы ее бытия воплощали бы ее существо»2.
Поэтому, перед тем как рассмотреть каноны, связанные с катехизацией, необходимо указать на духовную реальность, которая стоит за ними, — или, другими словами, обозначить, какую реальность они стремятся выразить. Эта реальность — не просто некая, как могло бы показаться, практика или институт катехизации, а в первую очередь целая категория членов церкви, которым уже присуща вера во Христа, но которые еще не принесли обетов крещения, т. е. еще не приняли крещение (или его не актуализировали). Об этом говорит сам факт наличия данных канонических норм в церковном предании. Ведь действие канонов не может распространяться на внешних. Таким образом, церковь видела границы, отделяющие ее от мира сего (следовательно, свои основные границы), пролегающими не через крещение (или его отсутствие), и не через регулярное участие в евхаристии, как это говорится иногда сейчас, а через веру во Христа. Именно через нее человек становится христианином, пусть еще и не в полноте, но членом церкви. Именно из этого духовного факта и исходят канонические правила3.
Теперь рассмотрим содержание канонических постановлений, связанных с катехизацией.
Комментировать
Journal information