Он воскрес! (adam_a_nt) wrote,
Он воскрес!
adam_a_nt

Category:

«Русская идея» архимандрита Сергия (Савельева) - братская жизнь

Оригинал взят у sretenie_portal в «Русская идея» архимандрита Сергия (Савельева) - братская жизнь
Господи, Господи наш,
как чудно имя Твое по всей земле!
Пс. 8:2

24 апреля исполняется 114 лет со дня рождения архимандрита

Сергия (Савельева) (1899-1977), исповедника веры ХХ века.

03 о.Сергий

Имя его пока, к сожалению, мало известно в церкви и обществе. Но вся его жизнь - уникальный пример бескомпромиссного служения Богу и Церкви

ХХ век для Русской православной церкви стал не только периодом жестоких гонений и попыток полного её уничтожения властью большевиков. Это было время её обновления – когда отмирало всё ветхое, накопленное за многие столетия, и проявлялось подлинное и настоящее. Опыт жизни и служения архимандрита Сергия и его общины уникален и ценен для нас, так же как и опыт других православных общин и братств: сщмч. Сергия Мечёва и его покаяльно-богослужебной семьи-общины, Н.Н. Неплюева и его православного трудового братства, Алесандро-Невского братства в Петрограде, сщмч. Анатолия Жураковского и других, «в опыте которых смогло воплотиться <…> особое откровение Божие о путях жизни церкви» [1].

Архимандрит Сергий, пройдя через множество испытаний, гонений от властей (как светской, так и церковной), остался верен до конца данному в юности обету: «Войдя в церковные стены, мы приняли на себя полную ответственность за то, что нас ожидало там» [2].

Духовное наследие отца Сергия составляют его книга «Далекий путь», пока не изданные рукописи и многочисленные проповеди, произносимые им в годы служения в московских храмах в 60-е – 70-е годы прошлого века. Проповеди были записаны на магнитофон его родными, а затем расшифрованы и изданы в 4-х томах. В Москве до сих пор еще здравствуют духовные дети отца Сергия, которые помнят его пастырские наставления, живут по ним и передают их нам, следующим поколениям верующих христиан.

В современной церкви сейчас говорится о кризисе общинной жизни [3]. Отец Сергий считал, что возрождение церкви лежит через общину, через возвращение к апостольским временам. Главной особенностью отца Сергия, тем, что отличало его от других пастырей, была его община, родная семья. Это не традиционная община верных прихожан (которая тоже была им собрана в храме Покрова Божией Матери в Медведково, где он служил). А именно христианская семья-община, члены которой были связаны самыми крепкими узами – ХРИСТОВОЙ любви, и поэтому прожили вместе больше чем полвека. Они называли друг друга «родными», и это было родство не по плоти, а по духу. Именно в этой «родной» жизни черпал силы отец Сергий для своего пастырского служения, которое проходило в годы непрекращающихся гонений. И поэтому он не боялся с амвона произносить проповеди – в то время, когда проповедовать в храмах было запрещено. А говорил он о том, о чем болело его сердце: о церковной жизни, об её обмирщении, об оскудении веры и любви, о лжехристианстве, о страданиях, о судьбе России, о молитве, о пути христианина, о возрождении соборности и создании общин. По свидетельству его духовных детей и по аудиозаписям, дошедших до нас, можно утверждать, что проповеди его были вдохновенны и пламенны, носили очень жизненный характер, были пронизаны любовью к человеку [4].

Вышедшая в 1995 году в Христианском издательстве книга архимандрита Сергия (Савельева) «Далекий путь», составленная из писем членов общины друг к другу во времена гонений, – это свидетельство о рождении и становлении духовной семьи как особого пути, особой формы жизни в Российской церкви в ХХ веке, уходящей корнями в опыт первохристианских общин. Эта книга стала «учебником духовной жизни» для многих, начинающих свой духовный путь. «Далекий путь» говорит нам о том, что за жизнь церкви отвечает не только церковная иерархия, но и каждый член церкви. Владыка Тихон (Степанов) (+2011 г.), епископ Архангельский и Холмогорский в предисловии ко 2-му изданию книги «Далекий путь», вышедшему в издательстве «Даниловский благовестник» в 1998 году, написал такие слова: «Эта книга – особая, она не просто повествует о людях, несших подвиг веры в тяжких условиях большевистской власти, <…>, она говорит о благословенном пути православной общины, спаянной общностью жизненного креста и светлой радости, о том, что спасение, требующее, конечно, больших личных усилий, совершается в Церкви; спасение в одиночку невозможно».

Для нас также важен опыт отца Сергия по возрождению литургической жизни и пастырства. Он понимал, что богослужебная жизнь церкви должна неминуемо претерпеть глубочайшие изменения, которые бы устранили все искажения совершения церковных служб, о которых говорилось на Поместном Соборе 1918 года. «Это даст возможность ярче выявить те вдохновенные, божественные особенности уставного богослужения, которые так созвучны душе верующего человека» [5]. Его служение в московских храмах показывает, что это возможно.

Отец Сергий был настоящим просветителем, понимая, что будущее – за христианством, которое сочетает просвещенную веру с высокой культурой. В проповедях он говорил о пересадке сердца, о полете астронавтов на Луну, о писателях и композиторах. Разговор на актуальные темы он умело соединял с проповедью Евангелия.

Горячая молитва, благоговейное служение отца Сергия и его проповеди, привлекали множество верующих со всех концов Москвы, Подмосковья и даже из других городов в храмы, в которых он служил. Среди многочисленной паствы отца Сергия были люди науки и культуры, ученые, профессора, врачи, священники.

Отец Сергий говорил, что революция – это Страшный Суд над Русской церковью, именно потому, что церковь отступила от евангельских основ. Его мучило то, что прошло больше пятидесяти лет, за грехи народа и церкви полегло множество людей, а Русская церковь так и не узнала «времени посещения своего» (Лк 19:45), не принесла покаяния, не повернулась лицом ко Христу.

Отец Сергий возвращает нас ко Христу, он говорит о евангельских основах жизни. «Покажите мне настоящего христианина, и я пойду за ним на край света» – эти слова, сказанные им в одной из проповедей, можно в полной мере отнести к нему самому. Отец Сергий говорил, что «русская идея» – это есть братская жизнь. «Я не один, а вы все со мною предстоите у Престола Божия – вот истина, которая очевидна и которая таит в себе великую радость, неисчерпаемую радость не только в дни веселия, но и в дни плача, которые всегда около нас. Будем до конца дней своих верны Христу, будем верны друг другу во Христе. Господь любит эту верность. Вся наша жизнь служит свидетельством этой любви. Господь миловал нас именно за эту нашу верность Ему» [6].

1. Чукавина С. О. Весна церкви русской. Доклад на встрече «Обновление внутрицерковной жизни в условиях гонений в ХХ века» 30 октября 2008 г./ http://www.psmb.ru

2. Сергий (Савельев), архим. Далекий путь: история одной христианской общины // М.: Христианское издательство. 1995. С. 24.

3. Карпенко Дмитрий, прот. Наши приходы должны быть общинами / Православие и мир. http://www.religare.ru/

4. Сергий (Савельев), архим. Господи, Господь наш, яко чудно Имя Твое по всей земли. Проповеди. Том 1 // М.: Московский писатель, 1998.

5. Сергий (Савельев), архим. Беседы с родным человеком (рукопись) // Архив архим. Сергия (Савельева).

6. Сергий (Савельев), архим. Далекий путь: история одной христианской общины // М.: Христианское издательство. 1995. С. 325.

  
Tags: архим. сергий (савельев), история, община, светлана чукавина, церковь
Subscribe

  • Читаем Послание Римлянам

    Глава 15 1-2 Мы, сильные в вере, должны помогать слабым нести их бремя, а не считаться только с собой. Пусть каждый из нас считается с тем, что…

  • Читаем Евангелие от Марка

    Глава 9 1 И говорил Он им: "Аминь, Я говорю вам, что среди стоящих здесь есть такие, которые не вкусят смерти прежде, чем увидят Царствие…

  • «Три кита» христианской аскетики

    Священник Георгий Кочетков рассказывает о цели аскетики, основоположных добродетелях христианства и их ложных двойниках Как люди достигают…

promo adam_a_nt august 25, 2016 14:20 1
Buy for 20 tokens
Вроде бы дата не круглая, а для меня - символическая. Ровно половину этого срока, 13 лет, я в Преображенском братстве =) Когда я впервые увидела братство, а это было на одном из соборов, то после личного знакомства с братьями и сестрами у меня постепенно поменялось понимание Церкви, церковной…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments