Он воскрес! (adam_a_nt) wrote,
Он воскрес!
adam_a_nt

Category:

Прот. Сергий Булгаков. Страстное Благовещение

Прот. Сергий Булгаков
   
СТРАСТНОЕ БЛАГОВЕЩЕНИЕ
             
В нынешнем году Благовещение пресв. Богородицы праздновалось в неделю крестопоклонную, и сладостная песнь «архангельского гласа» соединялась со строгими песнопениями Креста — радость и печаль в одной гармонии. По самому первому впечатлению, душа, как будто, смущается от этой трудности: не ослабляется ли здесь самая сущность и сила каждого из этих торжеств, не вносится-ли здесь внутреннее раздвоение в празднующую душу? не имеем ли мы здесь литургического нагромождения двух больших и сложных служб, с перебоем смыслов и сил обоих празднований? Или же в этом году нам дано их нарочитое и дивное сочетание, как бы особым праздник Кресто-Благовещения, хотя и требуется особое напряжение и вдохновение, чтобы его вместить? На этот вопрос, во всяком случае, утвердительно должно ответить наше церковное самосознание: слово крестное и весть благовещения неразделимы, и Церковь обособляя их в праздновании, их не противопоставляет, но применяется к естественной ограниченности человеческой восприимчивости, давая возможность поклониться обоим, насытится того и другого в отдельности. Однако, разделение это есть применительное, но не существенное.
         
Эта мысль выражена в одном из древнерусских изводов иконы Благовещения, поражающем смелостью вдохновения. Эта икона называется: Страстное Благовещение*). Архангел Гавриил является с крестом (осмиконечным) к Богоматери, держащей уже на руках Младенца, Который от этого явления как бы отбрасывается. И следующая надпись (сверху справа): «Рече Святая Богородица ко архангелу: о архангеле, уже прежде благовестил еси радость, егда, зачнешь в утробе и породиши Сына, Его же царствия не будет конца, а ныне вижу тя крест держаща, утробою уязвляюся. Воспоминаю Симеоново проречение: твое бо, Владыка (?), нетленное (?) серце пройдет копие. Отвещавает архангел: Подобает Сыну человеческому много пострадати и распяту быти и в третий день воскреснути». — Не есть ли это прямая икона и нынешнего праздника? Однако, о каком же это крестном, втором Благовещении говорится здесь в живописных образах? Ни Евангелие, ни предание ничего нам не поведали о нем. Или же более естественно видеть здесь в нарочитых образах раскрытия того смысла Благовещения, который остается обычно сокрытым от внимания? Он ускользает, как тень, тающая в лучах Благовещения. Это есть Благовещение, как крестная весть.
       
В словах архангела Пресвятая Дева услышала всю силу его вести и постигла ее глубину. Он застал Ее, согласно преданию, за чтением книги пророка Исаии, но из нея уведала Она, что Отрок Божий будет умален паче всех сынов человеческих. Муж скорбей, От изъязвлен будет за грехи мира, как агнец будет предам на заклание и претерпит казнь в жертву умилостивления за людей Своих (гл. 53). Мудростью Своего пречистого сердца Дева постигла, что Тот, Кому дано спасти людей Своих, спасет их Своею кровью, и это сознание входило в Нее вместе с вестью Благовещения, и на это Она, так же ответствовала: «се раба Господня» и тем подклонила выю под Крест Своего Сына, который явился и Ей собственным крестом. И эта сокровенная весть Благовещения открывается в Страстной его иконе, и она же нарочито указуется нынешним праздником Кресто-Благовещения.
Благовещение есть прямое свидетельство о любви Божией к миру. Любовь жертвенна по природе своей, сила любви есть мера жертвенности. Любовь Божия безмерна и неизъяснима в жертвенной крестности своей. Бог, в Троице сущий, во взаимной любви Трех Ипостасей, предвечно самоотвергается, ибо «Бог есть любовь», и «непостижимая божественная сила честного и славного Креста» есть сила жизни Божией, — всепобеждающей, безмерной любви в недрах Самой Пресвятой Троицы. Бог-Любовь, — предвечно крестная, — подъемлет новый крест ради любви к творению. Он дает бытийное место миру наряду с Собой, Себя самоотвергает ради мира, вольно самоограничиваясь, чтобы дать творению в его ограниченности обрести себя в медленном и трудном развитии. Мир сотворен крестом любви Божией. Крестом он и спасается ибо самодовлеющий мир по тварной немощи своей в себе содержит возможность греха и отпадения от Бога, которое неудержимо, раз совершившись, влечет его к гибельному распаду. И в ответ на эту возможность Бог в предвечном совете своем уже подъемлет крест жертвенной любви в боговоплощении ради спасения мира. «Тако возлюби Бог мир, яко и Сына Своего Единородного дал есть» (Ио. 3, 16). Сын посылается в мир «вземлий грех мира», дабы выстрадать этот грех даже до смерти крестной. И исполнение этого предвечного совета совершается крестною силою любви Божией. То, что являет силу Креста в небесах, ест на земле в сынах человеческих, радость Благовещения, ибо нет и не может быть истинной радости безкрестной.
         
Но и само Благовещение содержит весть о кресте, и тяжким крестом оно ложится на саму Пречистую Деву, «рабу Господню», которая ныне отрекается от всего самоличного и Себя вверяет власти Господней. Она приемлет орудие, пронзающее ее сердце, во все жизни Сына ее и в Его крестной смерти. Крестный путь ее Сына ест и ее собственный, с Ним Она сораспинается у креста Его. Радость Благовещения совершается через крест и в нем находит свое основание. Но где эта радость? — усумнится малодушное сердце, — когда единственным непосредственным исполнением вести Благовещения является крест? И однако крест, вольно или даже невольно принимаемый, есть единственный прямой путь к радости спасения, к водворению царствия Божия в сердцах и во всем мире. Скорби его уже нет в побеждающей радости, но в ней последняя имеет силу и правду свою. Крест — знамение победы, которое явится в небесах в день Второго пришествия Сына Божия. Он есть вечное свидетельство любви Божией к миру, как и нашей любви к Богу и к человеку, Он есть сила любви. Эта любовь и есть подлинная радость, победная, торжествующая радость на веки. Потому Кресто-Благовещение есть сугубо Благовещение, ибо в нем благовествуется зараз и начало, и середина, и конец, — и путь и цель. И в нем архангельский глас: «радуйся, благодатная, Господ с Тобою», естественно переходит и сливается с крестопоклонением, во всем его разуме: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим.
     
1929 г.
         
*) Лихачев. Материалы для истории русского иконописания. Атлас т. 1. табл. С. 11. № 264: «Страстное Благовещение» (собрание автора, икона, описанная в каталоге Н. М. Постникова под № 972).
 
Tags: благовещение, жертва, крест, любовь, проповедь, прот. сергий булгаков
Subscribe

promo adam_a_nt august 25, 2016 14:20 1
Buy for 20 tokens
Вроде бы дата не круглая, а для меня - символическая. Ровно половину этого срока, 13 лет, я в Преображенском братстве =) Когда я впервые увидела братство, а это было на одном из соборов, то после личного знакомства с братьями и сестрами у меня постепенно поменялось понимание Церкви, церковной…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments