Серией книг «Популярный комментарий» епископа Даремского Николаса Тома Райта я заинтересовался после того, как прочитал его «Настоящее христианство» — лучший, на мой взгляд, апологетический труд современности для широких масс. Интерес к Райту подогревала и давняя запись в чьем-то блоге о священнике, «начитавшемся» Райта и сделавшем далеко идущие «неправославные» выводы… Хотелось проверить: так ли страшен этот ведущий современный западный библеист, профессор Нового Завета в Оксфорде и Кембридже, как порой представляют?
Буквально с первых страниц напряженное ожидание сменилось радостью «узнавания». Райт — из той породы авторов и богословов, что в консервативных кругах слывут «либералами», а в либеральных — консерваторами.
Начав с комментария к Евангелию от Марка, как самому краткому и первому по времени написания, я последовательно прочитал комментарии на Матфея и Луку. Во всех этих книгах — так же как и в «главной тайне Библии» — Райт акцентирует внимание на главном содержании Евангельской вести: Иисус явился в наш мир, возвещая Царство; Он действительно стал Царем через Свою смерть и воскресение; мы призваны жить в общении с Ним воскресшим жизнью нового Божьего Царства уже здесь и сейчас, являя силу Божию в немощи нашей жизни, и суть нашей надежды — победа воскресшего Иисуса над смертью, делающая возможной и наше воскресение. Райт особенно настаивает на реальности телесного воскресения Иисуса и противопоставляет эту изначальную веру ранней Церкви, подкрепленную свидетельствами Нового Завета, различным древним и современным околоцерковным верованиям, порой проникающим и в умы христиан — о том, что Иисус якобы на самом деле не умирал, о «духовном» воскресении, о жизни будущего века как жизни в «загробном мире» и проч. Однако как во времена Иисуса Христа, так и поныне слово «воскреснуть» означает стать живым после того, как действительно умер. Мы имеем из надежных рук свидетельства Нового Завета о реальности воскресения Христова. Именно эта вера и дала толчок развитию христианства. Уберите рассказы о Рождестве, говорит Райт, и вы лишитесь двух начальных глав у Матфея и Луки, однако если попытаться убрать из Нового Завета Воскресение — то разрушится весь Новый Завет. Именно так проповедовал и апостол Павел: «Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша». Поэтому и первые христиане, и во все времена Церковь настаивала на реальности телесного воскресения Иисуса Христа и на реальности нашего будущего воскресения.
Загробная жизнь, составляющая предел мечтаний для некоторых христиан, не является на самом деле конечной целью в спасительном плане Бога. Это — временное состояние ожидания души до воскресения тела и последнего Суда. Воскресение, подчеркивает Райт, это не «жизнь после смерти», но «жизнь после жизни после смерти»!
Читать далее
Journal information