Он воскрес! (adam_a_nt) wrote,
Он воскрес!
adam_a_nt

Свято-Петровское братство направляет усилия на пробуждение совести

Оригинал взят у nat_i в Свято-Петровское братство направляет усилия на пробуждение совести
Источник - сайт ВОДА ЖИВАЯ

Как растревожить совесть?

Промозглая осень. По улице Жуковского движется небольшая колонна. Приглядишься — нет, скорее крестный ход: люди со свечами и портретами в руках. Прислушаешься — поют «Вечную память». На портретах — жертвы коммунистического режима. Среди них, например, священник Анатолий Жураковский (3 декабря 1937 года расстрелян на станции Медвежья гора (Сандармох)). Встречные люди удивляются. Подходят, спрашивают.

Ни на политическую акцию не похоже, ни на праздничное шествие. «Растормошить, растревожить, привлечь общественное внимание для нас было очень важно, — рассказывает один из организаторов крестного хода в день памяти политических репрессий Юлия Балакшина. — Мы будим совесть, память. Ведь люди прячутся
от разговора о тех событиях и о тех людях, которые пострадали в 1920–1930 годы». Крестный ход входит во двор музея Анны Ахматовой. На дорожках лампадки. Раскладной аналой. На нем распечатанные листы из Ленинградского мартиролога с именами сгинувших ни за что русских людей. Каждый подходит к аналою и зачитывает в микрофон печальные списки. С Литейного проспекта подтягиваются интересующиеся. Некоторые присоединяются к чтению, называют имена своих погибших родственников и читают листочки мартиролога. На глазах у людей слезы: одно дело знать о миллионах убитых, другое — произносить их имена, хотя бы на секунду прикасаясь к их недожитой жизни. Кое-кто позже признавался, что немало был удивлен социальным происхождением большинства замученных людей.
Крестьянин, рабочий, служащий, — интеллигенции гораздо меньше. Очень действенный способ дать почувствовать, что удар тяжелого XX века пришелся не только по «классово чуждым элементам», но по всему русскому народу.

— Это был пробный камень, — говорит Юлия Балакшина, — в этом году мы договорились с обществом «Мемориал» и уже с сентября начнем согласование акции с властями, чтобы иметь возможность провести ее в более публичном месте, вроде Соловецкого камня в Москве. Это поможет привлечь больше людей.

Кто такие «мы»? Свято-Петровское малое православное братство. Маленькое, но очень сплоченное и деятельное объединение «жителей Санкт-Петербурга, стремящихся содействовать возрождению полноты жизни Церкви и всех служений в ней» (информация со странички братства «ВКонтакте»). Одно из служений — возрождение памяти новомучеников. Юлия Балакшина помогала проводить в Петербурге выставки, организованные Преображенским содружеством малых православных братств и посвященные святым XX века: «Неперемолотые» в ГМИР летом 2011 года, «Civitatis Dei cives. Граждане Божьего Града» в музее Анны
Ахматовой, в городе Волхове и в поселке Саблино в 2012 году.
13.jpg
Памятная акция, организованная Свято-Петровским братством 30 октября 2012 года. Во дворе музея Анны Ахматовой

— Когда мы проводили экскурсии по выставке «Неперемолотые», — рассказывает Юлия, — то столкнулись с двумя вещами. С одной стороны, люди не знают не только истории Церкви (это-то вообще terra incognita), но и элементарных вещей из школьной программы. Я показывала одной девушке самиздатовские акафисты и сказала, что за распространение этой книги человек мог получить срок. «Вы хотите сказать, что за то, что кто-то просто перепечатал на машинке несколько молитв, он мог сесть?» — «Да». — «Почему же люди не протестовали?»… У молодых людей нет почти никакого представления о том, как жила страна совсем недавно. С другой стороны, людей этот опыт «неперемолотости» очень вдохновляет. Его, похоже, не хватает именно сейчас. Казалось бы, время куда менее жесткое, но и оно перемалывает слабого духом человека. И потому пример новомучеников, таких как отец Сергий Мечев, отец Анатолий Жураковский, епископ Макарий (Опоцкий), которые, несмотря на то, что большинство от страха боялось пошевелиться, все равно продолжали собирать Церковь, поддерживает людей. Поэтому мы пытаемся показать красоту этих святых.

Небольшая община, всего несколько человек, делает для прославления новомучеников больше, чем иные крупные, богатые, успешные приходы. Эффект от их трудов, конечно, совсем иного рода, чем от деятельности священника. Духовный наставник не просто подает пример, — он в меру своего таланта воздействует на паству, понуждает ее к подражанию себе. В то время как миряне могут лишь заинтересовать, призвать к совместному размышлению. Второе — гораздо
сложнее. В этом я убедился, посетив круглый стол «Живое предание: из опыта новомучеников и исповедников Российских» (его организовало Свято-Петровское братство). Проходил он во время православной рождественской выставки и очень плохо рекламировался. Это значит, что новомученики оказались довеском к архангельским козулям, тряпичным куклам, дискам, книжкам и сувенирным лаптям. Конкуренции с лаптями новомученики не выдержали, но человек 15–20 отвоевали. Много это или мало?

Tags: история, новомученики, память, петербург, преображенское братство, репрессии, церковь
Subscribe

promo adam_a_nt august 25, 2016 14:20 1
Buy for 20 tokens
Вроде бы дата не круглая, а для меня - символическая. Ровно половину этого срока, 13 лет, я в Преображенском братстве =) Когда я впервые увидела братство, а это было на одном из соборов, то после личного знакомства с братьями и сестрами у меня постепенно поменялось понимание Церкви, церковной…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment