Он воскрес! (adam_a_nt) wrote,
Он воскрес!
adam_a_nt

Categories:

Духовное сопротивление является следствием целостной нераздвоенной жизни

Слева направо: Д. Гасак, А. Журавский, Ф. Разумовский, В. Лавренов, о. Георгий Кочетков, А. Шмаина-Великанова
Слева направо: Д. Гасак, А. Журавский, Ф. Разумовский, В. Лавренов, о. Георгий Кочетков, А. Шмаина-Великанова
Ф. Разумовский
Ф. Разумовский
Слева направо: Д. Гасак, А. Журавский, Ф. Разумовский
Слева направо: Д. Гасак, А. Журавский, Ф. Разумовский
А. Шмаина-Великанова
А. Шмаина-Великанова
О. Георгий Кочетков
О. Георгий Кочетков
Д. Гзгзян
Д. Гзгзян

Конференция «Равнина русская» завершилась круглым столом «Пути восстановления духовной стойкости и созидательной энергии нашего народа»

Существует ли сегодня созидательная энергия у русского народа? На этот вопрос в разное время пытались ответить мыслители, философы, церковные и светские деятели. Этот же вопрос, подводя итог трехдневной конференции, задал участникам круглого стола ведущий Владимир Лавренов, канд. ист. наук, член Государственного Геральдического Совета при Президенте РФ, директор филиала РГГУ в Твери.

За столом собрались свящ. Георгий Кочетков, ректор Свято-Филаретовского православно-христианского института, Феликс Разумовский, историк, писатель, автор и ведущий цикла программ «Кто мы?», Давид Гзгзян, член Межсоборного присутствия РПЦ, Анна Шмаина-Великанова, известный культуролог, доцент РГГУ, Дмитрий Гасак, проректор СФИ, Алексей Журавский, исламовед, ведущий научный сотрудник Института восточных культур РГГУ, доцент СФИ.

За три дня конференции было приведено много примеров проявления созидательной энергии в советское время. Часто удивительные поступки совершали одиночки — личности, сумевшие остаться самими собой в условиях тотальной несвободы. Реже это удавалось общностям людей. Здесь самый яркий и вдохновляющий опыт принадлежит христианским братствам и общинам, некоторые из которых существовали десятилетиями. На встрече говорили, насколько важно было собрать вместе этот опыт духовного сопротивления, потому что о нем почти ничего не известно. Но к чему же мы пришли сегодня?

Участники стола выделили три кризиса, которые переживает современная Россия: кризис беспочвенности, кризис самосознания, кризис беспамятства и немоты. Основным путем преодоления были названы самоосознание, самоидентификация русского человека.

— У нас очень большая страна и нельзя сказать, что наш народ не демонстрирует свою энергию, — сказал историк Феликс Разумовский. — Правда, пока она вовсе не созидательная. Ощущение развала и катастрофического состояния русского мира есть почти у всех. Воссоздавать его, поддерживать, отвечать за землю, на которой тысячу лет жили наши предки, сегодня не получается, потому что мы с вами переживаем колоссальный кризис беспочвенности. Мы утеряли связь с той цивилизацией, с той культурой, которая является главным предметом деятельности нашего народа.

Проблема беспочвенности имеет довольно давние корни. Еще в XVIII веке в русской литературе мы можем прочитать, как персонаж Д.И. Фонвизина говорит о том, что хотя он и родился в России, но душа его «принадлежит короне французской». Но тогда проблема решалась проще — вокруг был тот самый русский мир, соприкосновение с которым могло исцелять. Именно это, по словам Феликса Вельевича, происходит с А.С. Пушкиным, который приезжал в ссылку в Михайловское, будучи русским байронистом, но вдруг, «увидев с балкона, как девушки поют песни, как мужички говорят по-русски», преобразился и уже скоро написал «Бориса Годунова».

России «повезло» особо, потому что она пережила эпоху, когда прямо была поставлена задача ликвидации старого человека вместе со всем его миром. Об этом говорил Алексей Журавский, вспомнив, что именно он услышал от русских мужичков, оказавшись недавно на балконе гостиницы в городе Чухлома.

— Сегодня меня представили как исламиста, но я не скажу ни слова об исламе, — сказал Алексей Васильевич, — потому что советская власть за семьдесят лет добилась необычайного успеха, превратив в безликую массу всех. Мы сегодня не православные, не мусульмане, не католики — мы все еще во многом советские люди, забывшие свои корни.

Он рассказал, как недавно на поисках массовки перед одним режиссером стояла задача найти по фотографиям схожие типажи начала ХХ века. Сделать это так и не удалось: лица наших современников иные. Видимо, какие-то серьезные изменения произошли на уровне генотипа.

Дмитрий Гасак напомнил, откуда эта энергия может появиться:

— Конференция со всей очевидностью показала, что корень всего всегда надо искать в человеке и в его способности адекватного мировосприятия, — поделился своими размышлениями Дмитрий Сергеевич. — Когда-то Бердяевсказал, что коль скоро человек познал добро и зло, он должен в этом разбираться очень хорошо. ХХ век и нынешнее время показывает, сколь трудно это делать. И необходимо, чтобы сердце каждого училось различать добро и зло в жизни.

Говорили о том, что вопрос этот действительно нетривиальный, потому что иногда самые живые, яркие явления общество воспринимает совершенно иначе. Например, в последнее время любая попытка духовной консолидации называется сектантством. Оказывается, когда люди собираются вместе в торговом центре, в ресторане, за кружкой пива, – это не вызывает протеста. А если собрание людей занято духовными вопросами, – оно сразу оказывается выключенным из нормальной жизни общества. Эта советская привычка навешивания ярлыков на все инаковое отлично сохранилась по сей день и среди высоких чиновников, и среди простых людей, что работает, в первую очередь, против Русской православной церкви.
...Читать далее
Конференций, которые бы по-настоящему плодотворно объединяли светский и церковный мир, сегодня не так много. Остается добавить, что в работе конференции «Равнина русская» приняло участие 195 человек из 24 городов и 6 стран.


Tags: анна шмаина-великанова, в.и. лавренов, давид гзгзян, дмитрий гасак, духовное сопротивление, история, конференция, покаяние, преображенское братство, россия, сфи, церковь
Subscribe

promo adam_a_nt august 25, 2016 14:20 1
Buy for 20 tokens
Вроде бы дата не круглая, а для меня - символическая. Ровно половину этого срока, 13 лет, я в Преображенском братстве =) Когда я впервые увидела братство, а это было на одном из соборов, то после личного знакомства с братьями и сестрами у меня постепенно поменялось понимание Церкви, церковной…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment