Он воскрес! (adam_a_nt) wrote,
Он воскрес!
adam_a_nt

Преображенское содружество малых православных братств
Забвение – самое большое зло

Во второй день конференции «Русская равнина» участники продолжили разговор о формах духовного сопротивления во времена гонений в XX веке
...

Ведущий секции «Солидарность людей как фактор гражданской свободы» Владимир Лавренов, канд.ист.наук, член Государственного Геральдического Совета при Президенте РФ, директор филиала РГГУ в Твери, оценил работу секции «на отлично»: «Все выступления и доклады, которые были представлены, основывались на конкретных исторических источниках, на реальном опыте и реальных свидетельствах. Источник обладает удивительной способностью быть свидетелем той или иной эпохи, когда человек изучает её не по учебникам, а по фотографиям, по реальным следственным делам, судьбам, автобиографиям, записанным воспоминаниям. Важно, что на докладе Ольги Борисовой, посвященном Ташкентской епархии, присутствовал прот. Павел Адельгейм, который был реальным участником тех событий. Это очень важно – присутствие живого человека — свидетеля. Это придает остроту и достоверность событию. Хотелось бы всех поблагодарить за высокий научный, методический и методологический уровень. Видно, что тема каждого участника прошла через его сердце. А это есть некоторое свидетельство, которое будоражит и дает надежду».


Мы публикуем ответы некоторых участников конференции на вопрос изменилось ли их отношение к опыту духовного сопротивления во время конференции и попросили поделиться своими впечатлениями о ней.
                                   
Нина Брагинская, профессор Института восточных культур и античности и ведущий научный сотрудник Института высших гуманитарных исследований РГГУ, руководитель научно-учебного центра антиковедения ИВКА, д. ист. наук (Москва)
                           

Мое отношение к духовному сопротивлению радикально не изменилось, я давно живу и раньше им тоже интересовалась. Но мне чрезвычайно интересно и важно было послушать, как это воспринимают разные люди. Не могу сказать, что всегда была со всем согласна. Но может быть дело просто в том, что каждый говорил о какой-то одной форме как единственной, а их много. Способность к сопротивлению не всегда опирается на личность и имеет характер самостояния. В частности, опыт старообрядцев показывает, каким мощным может быть сопротивление при опоре на сообщество и традицию, в которой ничего не следует менять. Но если человек традиции почему-то с ней порывает или из нее выпадает, то он оказывается дезориентирован, как были дезориентированы и стали добычей пропаганды выброшенные в город крестьяне. Опора на семью тоже прекрасная вещь, органичная. Это если семья замечательная. А на что опираться потомкам советских людей? У всех энкавэдэшников, карьеристов и доносчиков, которых мы знаем, тоже есть родственники и потомки. Но это не значит, что их дети должны быть коррупционерами, доносчиками, конформистами и предателями, потому что им не на что опереться. Поэтому духовное сопротивление не имеет одного рецепта. Человек может найти силу сопротивления в личном опыте и сделать личный выбор, связанный с верой и не связанный с верой, как Анатолий Марченко. Наконец, есть опыт неопытности как непосредственности, мы услышали тут и о таком. Т.е. опыт противостояния злу очень различен. Совершенно ясно, что человеку что-то должно быть дорого больше, чем он сам или его благополучие. Вот это можно считать общим знаменателем: почему-то что-то есть важнее, чем ты сам, и это дает опору.


                         
Юрий Гераськин, профессор кафедры истории России Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина, д. ист. наук (Рязань)
                       

Пришло некое осмысление этого духовного феномена. Потому что не только ХХ век, но и наши дни рождают ситуации, в корне отличающиеся от хода нашей жизни. Они порой требуют от нас, конечно, не такого великого ответа, какой мы видели у великих подвижников, стояния в вере. Но требуют именно духовного противостояния злу, потому что зла в мире не меньше, оно множится, и «всяк человек — грех». И, кроме того, необходимо сопротивляться своим грехам. Конечно же, это духовное противостояние понимается нами не только в историческом контексте, но, как и духовная практика. Очень любопытно было послушать о критериях духовного противостояния, о социальных нишах, которые оно находило в истории России. Это довольно значимая тема, поскольку в наши дни она становится немодной, непопулярной, отходит на задний план. На ее место в лучшем случае приходит оздоровительная аскеза или некая отстраненность или отрешенность, которая сейчас рекомендуется некоторыми психологами и психоаналитиками. Они призывают дистанцироваться от проблем общества, от зла, просто его не видеть, не воспринимать и быть как бы вне его. Понятно, что это — ошибочная и нехристианская позиция. Любой христианин призван противостоять злу, даже заранее зная, что в конечном счете зло победит, и помня, что «взявший меч мечом и погибнет». Все это любопытно и интересно и заставляет лишний раз задуматься.
           

             
Нина Попова, директор Музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме (Санкт-Петербург)
                     

Мне очень понравился стиль общения на этой конференции. Он не насильственный и очень органичный, очень дружественный. Меня это радует и удивляет, это неожиданно — такая человеческая нота, которая звучит тут во всем. Мне кажется очень серьезным, глубоким и абсолютно необходимым уровень вопросов, которые здесь поставлены. Ракурс взгляда, возможность получить ответы на эти вопросы. Я слушаю и веду сама внутренний диалог, и понимаю, где мне больно, и почему мне важно это слышать. Я получила колоссальное духовное наслаждение и обретаю какую-то высоту. В каком-то личностном плане мне это помогает, может быть, и в профессиональном. Во всяком случае это то, с чем я уезжаю, и чем я готова поделиться с коллегами, потому что мне очень важно об этом рассказать. Для меня это очень важный опыт.


Tags: в.и. лавренов, духовное сопротивление, конференция, общество, церковь, цо
Subscribe

promo adam_a_nt august 25, 2016 14:20 1
Buy for 20 tokens
Вроде бы дата не круглая, а для меня - символическая. Ровно половину этого срока, 13 лет, я в Преображенском братстве =) Когда я впервые увидела братство, а это было на одном из соборов, то после личного знакомства с братьями и сестрами у меня постепенно поменялось понимание Церкви, церковной…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments