"Я познакомился с отцом Иоанном в 1994-м, на второй год его служения в Заостровье. Мне было 17, ему 23. Это был молодой человек, про которого было сразу понятно: для него принципиально важно жить в церкви по совести и по Евангелию. Так, о. Иоанн еще до встречи с Преображенским братством понял, что не может крестить «захожан» без подготовки и обязательств — не позволяет совесть и церковная ответственность. Именно в поисках решения этой нравственной дилеммы о. Иоанн познакомился с о. Георгием Кочетковым и стал использовать разработанную им систему оглашения. И не просто использовать – о. Иоанн стал верным учеником и последователем о. Георгия. Верность – вторая важнейшая черта личности о. Иоанна."
Цитата:
"Пытаясь спокойно анализировать сложившуюся вокруг Заостровья ситуацию, невозможно не сказать о том, что административное «решение проблемы» в том виде, в котором оно было произведено, отступает от традиционного для церкви принципа икономии, сбережения церкви как родного дома, да и от пастырского принципа заботы о душах пасомых тоже.
То, как именно все было проделано, не может не вызвать недоумения. В РПЦ сейчас есть целых два синодальных отдела с немалым штатом, занятые проблемами взаимодействия церкви и общества. Представляется, что дискуссия о миссионерском приходе, опыте общения церкви и культуры была бы для внутрицерковного диалога о проблемах миссии и для положительного образа церкви в обществе куда полезнее, чем разнообразный пиар «православных активистов» и борьба с призрачными «гонениями» на церковь.
Но куда серьезнее вопрос о возможных последствиях такого решения проблемы. Разгром (будем называть вещи своими именами) деятельной и сплоченной вокруг настоятеля общины может иметь последствия двоякого рода. Если это упорствующая в своем заблуждении секта, лишение храма без гласного и убедительного обличения ее заблуждений лишь выдавит ее в подполье, сделав менее контролируемой церковными властями и усилив в ней радикальные и сектантские тенденции. Если же обвинения ложны и община страдает за правое дело — это гонение за веру и за Христа, и тогда гонимым нужно желать лишь твердости и сил — с ними Бог, и они не погибнут. Этот вариант страшнее тем, что встает вопрос о серьезнейшем кризисе в церкви как таковой.
Споры, бушующие сейчас вокруг Заостровья, могут послужить всеобщему исцелению, свидетельствуя о неравнодушии и ревности о деле Божием, а могут – разорению не только живого и деятельного прихода, но и к куда большим и драматическим потерям. Дай Бог всем участникам заостровской драмы, и особенно обеим сторонам непосредственно в Заостровье и Архангельске, мирного духа и памятования о том, что мы принадлежим к одной церкви и к Единому Телу Христову и дело наше во Христе – общее дело."
Читать далее
Читать далее
Journal information