Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и тля разрушают,
и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе...
Ибо где сокровище твоё, там будет и сердце твоё (Мф 6:19,21)
В XX веке Россия приобрела богатый опыт разрушения, захватившего в том числе и Русскую православную церковь. В церкви появились люди, заявлявшие, что ради создания «новой» церкви «старую» следует разрушить. Так вместо церковного обновления возникло «обновленчество». Это направление принесло в церковь раскол, но ничего нового, подлинного не создало.
Казалось бы, всё это осталось в прошлом. Но в наши дни, когда Русская церковь теряет своё место в российском обществе, для того чтобы голос церковный зазвучал в народе, ей необходимо не обновленчество, а обновление. И снова мы встаём перед вопросом: как может осуществиться обновление церкви? В ответ раздаются голоса, требующие диаметрально противоположного: ничего не менять, иначе будет раскол, или наоборот: старое немедленно убрать, а новое немедленно ввести. Но в церкви всегда есть это новое (иначе она не церковь), и ничего извне вводить в церковную жизнь не нужно. А если это новое в церкви не живёт, то, возможно, лишь потому, что оно превратилось в хорошо забытое старое?
Тогда можно вспомнить это «старое», то, что Писание называет истиной, и попытаться этой истиной жить, собирая вместе единодушных и единомысленных людей. Так собирается и обновляется церковь, и примеры такого собирания существуют в её истории, и в частности - в истории Русской православной церкви.
Об одном из таких людей, послуживших обновлению церкви, - дьяконе Николае Попове - рассказал замечательный историк советского времени, доктор исторических наук Александр Ильич Клибанов в своей книге «Народная социальная утопия в России. XIX век». Третья глава этого произведения посвящена истории создания христианского православного братства в конце сороковых годов XIX века сельским дьяконом Николаем Поповым. Глава так и называется: «"Любовь братства" Николая Попова».
Николай Попов родился в 1817 г. в семье дьякона, учился в Костромской духовной семинарии, в 1835 г. уволился из философского класса (скорее всего, в связи с тяжёлым материальным положением семьи) и в 18 лет был рукоположен в дьякона Воскресенской церкви с. Бовыкино. Дьякон Николай имел большую семью: в 1849 г. он отец уже пятерых детей, его старшей дочери одиннадцать лет. Материальные условия жизни его семьи были тяжёлыми, но бескорыстие и бессребреничество дьякона Николая отмечалось всеми единодушно. Трезвость и безукоризненность также отличали дьякона Попова от многих других членов причта. Он не пил вина, был чрезвычайно аккуратен в своём церковном служении и не допускал злоупотреблений.
С начала 1840-х годов дьякон Николай Попов начал заниматься тем, что он считал своим непосредственным служением: приступил к просветительской деятельности среди местных крестьян. Он постоянно общается с народом, проповедует в храме, собирает крестьян в церковной сторожке и там учит их, ходит по домам как в своём селе, так и в окрестностях. Крестьяне начинают прислушиваться к нему, проникаться доверием, приходить за советом. У Попова появляется всё больше и больше последователей среди крестьян. Христианская проповедь Попова среди народа достигает наибольшего размаха в 1847-1848 гг., когда вокруг него собираются духовные чада - около 40 человек. Так начинается жизнь духовной семьи, которую дьякон Николай Попов назвал «Любовь братства».
Что это было за братство и с какой целью оно было создано?
Читать далее
Очень интересно!
Journal information