Протопресвитер Александр Шмеман
Я не столько сознательно, дедуктивно, разумно прихожу к вере в Бога, сколько нахожу ее в себе, нахожу с удивлением, радостью и благодарностью. Я нахожу ее в себе как присутствие, таинственное, но столь ясное ощутимое присутствие кого-то, кто весь мир, радость, тишина и свет. Это присутствие не может быть от меня, ибо нет ни во мне, ни в окружающем меня мире ни этой радости, ни света, ни тишины. Откуда же они? И вот я говорю слово, которое все это выражает, все это называет и которое в отрыве от этого опыта, от достоверности этого присутствия не имеет никакого смысла, я говорю слово «Бог». Я не мог бы сказать этого непонятного слова, если бы не было у меня этого опыта. Однако, произнося его, я как бы освобождаю этот опыт, это чувство от их субъективности, мимолетности, расплывчатости. Я называю его содержание и тем самым принимаю этот дар, я отдаю Ему возвратным движением всего моего существа самого себя. Я верю в Бога.
Я не столько сознательно, дедуктивно, разумно прихожу к вере в Бога, сколько нахожу ее в себе, нахожу с удивлением, радостью и благодарностью. Я нахожу ее в себе как присутствие, таинственное, но столь ясное ощутимое присутствие кого-то, кто весь мир, радость, тишина и свет. Это присутствие не может быть от меня, ибо нет ни во мне, ни в окружающем меня мире ни этой радости, ни света, ни тишины. Откуда же они? И вот я говорю слово, которое все это выражает, все это называет и которое в отрыве от этого опыта, от достоверности этого присутствия не имеет никакого смысла, я говорю слово «Бог». Я не мог бы сказать этого непонятного слова, если бы не было у меня этого опыта. Однако, произнося его, я как бы освобождаю этот опыт, это чувство от их субъективности, мимолетности, расплывчатости. Я называю его содержание и тем самым принимаю этот дар, я отдаю Ему возвратным движением всего моего существа самого себя. Я верю в Бога.
Journal information