К семи часам был на Николаевском вокзале; взял билет второго класса. Дорогой - кондуктор: "Не Вас ли спрашивает один господин, в первом класе, худой, бледный"; я отделывался незнайством - но господин наконец, при одной остановке, сам подошел ко мне: "Мне нужно видеться с Епископом Николаем - не доставите ли мне случай?" - " С кем имею честь?" - "Владимир Соловьев" (а его карточку я сегодня же нашел у себя на столе). Я очень обрадовался знакомству. Он едет в Москву на полугодовое поминание своего отца, историка Соловьева, имеющее быть послезавтра, четвертого апреля, и потом возвращается в Петербург, где в следующее воскресенье, шестого апреля, у него диспут на доктора философии - защита диссертации "Критика отвлеченных начал". Ему о чем-то нужно поговорить со мною, что и условились сделать в Москве.
* * *
3 апреля 1880. Четверг 5-й недели Великого Поста
<...>
Вернувшись, застал у Преосвященного Алексия философа Владимира Сергеевича Соловьева и профессора Павлова. первый спустился со мною ко мне, чтобы интимно поговорить, и удивил меня, сказав, что хочет постричься в монахи, и на первые годы просится в Миссию - будет полезен в это время преподаванием в семинарии. Я прямо стал отсоветывать ему монашество - на том основании, что и для Церкви будет полезней, если он, стоя вне духовенства, будет писать в пользу Церкви. Побуждением к монашеству он выставляет "слабость характера своего" - тем более ему нельзя быть монахом. Вообще, эта личность - весьма яркая и поражающая; смотрит истинным философом, довольно мрачным; ему всего двадцать семь лет.
Свт. Николай Японский (Касаткин). Дневники 1870-1911 гг.
Journal information