Вырастут ли за пост крылья за спиной? Интервью с канд. филол. наук, профессором и преподавателем Свято-Филаретовского института, магистром богословия, членом Межсоборного Присутствия Д. М. Гзгзяном |
-- Менялась ли Ваша мера поста?
-- В отношении телесных правил почти не менялась. Ограничения со временем входят в привычку, и начинаешь даже радоваться, что есть повод соблюдать устав. Полностью исполнять устав, изложенный в Типиконе, который требует первые 2-3 дня ничего не есть, не пить и так далее, я пробовал, но со временем отказался. В качестве разового усилия — такое воздержание полезно, но той степени мобилизованности и работоспособности, которой хотелось бы достигать Великим Постом, оно не способствовало.
Если говорить о более духовно-ориентированных правилах, например, о чтении Священного Писания или освоении Церковного предания, то в этом отношении, как оказывается, режим соблюдать сложнее. Хотя эти занятия не менее, а может быть даже более важны, чем телесная сторона поста.
-- Можно ли мирянину выдержать пост без послаблений?
-- Устав делает послабления болящим и беременным, также существуют поправки на суровый климат.
Думаю, что неплохо попробовать разные варианты поста, чтобы потихоньку обнаружилась своя мера.
Но вот что мне кажется совсем не полезным, так это логика, направленная только на одно — на послабление. По моим наблюдениям, если человек рассуждает по принципу: «А что будет, если я себе что-нибудь неположенное позволю?», то это кончается только одним — расслаблением.
Мне больше импонирует логика, когда человек постится хотя и не в полном соответствии с уставом монашеского происхождения, но все же по определенным правилам. Возможно, по этим правилам рыба будет разрешена не только на два праздника, но, если человек берет некие правила, то их хорошо бы соблюдать в течение всего времени поста.
Если же они начинают варьироваться по ходу Великого поста потому что «надоело» или «это все равно ничего не даст», то обычно это ни к чему хорошему не приводит. Я встречал людей, которые занимают позицию полного игнорирования телесной стороны поста. В ее обоснование они приводят такие слова апостола Павла как «кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его» (Рим. 14:3) или «иной уверен, что можно есть все, а немощный ест овощи» (Рим 14:2), разумеется не причисляя себя к немощным в вере; или «Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим 14:17). Но сколько я ни встречал в своей жизни людей, рассуждающих о том, что они постятся духовно, но не телесно, ни один из них не производил сколько-нибудь убедительного впечатления. Осуждать не хочу, но от такого впечатления тоже отделаться не могу.
Journal information