икона цари-мученики: царь Карталинский Луарсаб и царь Иверский Арчил II
Недавно в руки мне попал «Иверский патерик» Михаила Сабинина о жизни грузинских святых. Меня поразило, сколько христиан царского рода и высшей знати стали мучениками и умерли за Христа. Мученица царица Ранская Шушаника, мученики князья Аргведские Давид и Константин, великомученица царица кахетинская Кетевани, мученик благоверный царь Карталинский Луарсаб, мученик князь Бидзина Чолокашвили, князья-мученики Элисбар и Шалва, эриставы Ксанские, мученик царь Иверский Арчил II, мученик князь Константин, мученик князь Шалва, правитель Ахалцыхский.
Когда маленькую Грузию терзали Тамерлан и Чингисхан, мусульманские завоеватели от Мурвана Глухого до шаха Аббаса и турок, люто ненавидевшие Православную веру, среди местной знати действовал кодекс, по которому первенца полагалось отдавать в Церковь, чтобы он стал священником или монахом, второго ребенка – на царскую службу. Грузинские аристократы крестили своих детей в младенческом возрасте и отдавали на воспитание до совершеннолетия в монастыри.
Эти аристократы не просто стояли на Рождественской службе в главном храме страны с унылым выражением лица, украдкой поглядывая на часы и изнемогая от скуки. Это была настоящая знать. Аристократия духа. В первую очередь они стремились попасть в приближенные к главному Царю, Царю Царей, Царю Царства Небесного – Иисусу Христу. Ему они отдавали своих детей, завещали свой род и свою жизнь. И это отличие подлинной аристократии от плебеев и самозванцев.
Journal information