Он воскрес! (adam_a_nt) wrote,
Он воскрес!
adam_a_nt

Categories:

Священник Анатолий Жураковский: письма

Оригинал взят у tamarafavor в Священник Анатолий Жураковский: письма


о. Анатолий Жураковский

В минуту трудную полезно перечитывать письма исповедника веры, священника Анатолия Жураковского. Там есть вкус подлинной любви к самому себе. В письмах прослеживается внутренняя работа сердца, Жураковский стремится заполнить свое одиночество на фронтах первой мировой войны «строго организованными мыслями о важнейших истинах христианства, молитвой Иисусовой и «внутрьсмотрением» (2.08.1915.). Он признается: «Скажу откровенно, я чувствую себя ужасно слабым и немощным, отсутствие познаний в области богословия, философии святоотеческой и мистической литературы, отсутствие академического метода, неумение научно разобраться в материале, взяться научно за работу, наконец, незнание греческого и еврейского языка – все это создает громадные препятствия, не говоря уже об абсолютном недостатке времени». Но – «…разве даже те крохи, которые выпали на нашу долю, не обязывают нас быть свидетелями истины?» (7.03.1916.). В записи от 30.07.1914. он приводит слова философа Владимира Соловьева, сказанные тем перед смертью: «быть ближе к Богу – вот задача жизни». Отец Анатолий исследует опасности: «простор души, жизнь по стихиям и по обычаям мира сего». Вот почему так важно, чтобы были «каждую минуту, каждый час – самопроверка и самоанализ трезвый, беспристрастный, не педантичный, но и не поверхностный» (22.03.1915). Вскоре увлечение книгами отходит на второй план. «Главная моя работа – это работа над собственной душой, по возможности быть чаще с Господом, если можно, то и всегда с Ним, вот чего я хочу» (24.08.1916). Спустя двадцать лет, находясь в лагерях НКВД, он скажет: «Чтение, мысли – все это не то… (1.04.1835.). А что же «то»?


А «…нужно духовное делание – в первую очередь постоянство в молитве». (1.04.1935.). Видно по его письмам, как отталкивается он от подмен, ведь «…в религии, и в отношении к Иисусу возможен флирт, этот суррогат, оскверняющий, растлевающий святыню любви…Много таких флиртующих с Богом и мало обручившихся Ему, обещавших верность до смерти, решивших идти за Агнцем всюду, куда бы Он ни повел…» (из письма 1921 года). Спустя год: «… «Все большое, все вечное, все подлинное растет в муках и жертвах, в преодолении и подвиге». В этом же письме будут процитированы слова святого Исаака Сирина «Путь Божий есть ежедневный крест» и «рай есть любовь Божия».

Отец Анатолий предчувствует свой путь на Голгофу, сопряженный с летами старости: «... Мне иногда кажется, что старость может принести тот плод радости, который ищут, как синюю птицу, на перепутьях жизни. Выходя из удушья страстей в тишину... Светлое озарение духовной юности, утренняя заря в сердцах наших. Вот чего жду и чаю» (27.8.1935.) Главный плод старости – истинная вера, «…в сознании, что от нашего земного подвига зависит воскресение отшедших, час его осуществления». И вот, этот путь настал. «Верочка! Будем жить для отшедших, укрепляя связь с ними, помогая им, ища их помощи на пути к Невечереющей Пасхе» (29.11.1936.). Взирание на Христа помогает ему переносить гонение: «Самые слова невыразимой муки последних часов: «Господи, больно», – разве не говорят они не только о боли, но вместе с тем и о совершенной вере, покорности, терпении, о высших ступенях духовного восхождения? Сравню опять Божеское с человеческим. Вспомни о Нем. Ведь и Его страдание на кресте выражалось в воплях: «Боже мой! Боже мой!» – но разве эти вопли, мука последних минут, разве они не живое свидетельство Его совершенного богочеловечества?» (6.02.1937.).

Привычка к чтению спасительна для узника Архипелага ГУЛага. «Читаю много. Может быть, после большого перерыва даже злоупотребляю чтением: ведь тут тоже нужно воздержание, чтобы не отнять времени от того, что важнее чтения» (7.1.1935.). «Последних два месяца я очень много читал, пожалуй, так много, что для раздумья было меньше времени. Но вот теперь, очевидно. Взошли какие-то ростки подспудной работы сознания – иногда на работе, когда склонишься над пилой, иногда в шуме барака неожиданно вырастают, складываются новые ответы на то, над чем думал раньше, целые схемы и построения» (14.1.1935.). На исходе пути книжное знание и духовный опыт Жураковского сольются воедино и сделают его сильнее. «А у Блока я прочитал в его статье о Вл. Соловьеве, что при благом жизненном пути старость есть в каком-то смысле как бы новое повторение юности, возврат к ней... Только бы не опуститься, не потерять благой цели и не выронить светильника» (7.02.1937.).

Еще до революции он задумывается о тайне общения как бытия. Плоды встречи с давним знакомым, «…стоявшим на точке зрения всегда трудно уловимого скептицизма», вызывают у него головную боль: «Так в тяготу обратилась радость встречи…» (13.09.1916.). Почему? Разного духа. Таким людям не стоит ничего рассказывать о себе, просто во время разговора непрестанно молиться. Жураковский стремится не терять норму христианской жизни: «Работать надо, работать много и по возможности нормально, размеренно. Норма, «строй» вообще нужны в жизни» (4.11.1924.). Интересно в этой связи его замечание: «И среди нас, христиан, есть тоже идолопоклонники, которые преклоняются перед собственными желаниями, жизненной необходимостью и не ставят выше всего волю Господа, возвещенную через Евангелие» (4.10.1927.). Уже имея тюремный опыт, он напишет о советской писательнице Ольге Форш: «…если бы встретил, затруднился бы подать ей руку…Это все говорю не без права передачи и самой Ольге Дмитриевне, если случится встретиться. Впрочем, мое мнение, что встречаться не надо и от знакомства надо уклониться» (9.10.1926.). 

Он был связан со своей общиной крепкими духовными узами. Уменьшившись в количестве, она «не уменьшилась в силе». Жураковский пишет: «…Ведь когда я был с вами, я всегда, мои дорогие, пытался и хотел быть не столько руководителем и отцом, ведущим вас куда-то, сколько братом вашим, который вместе с вами идет, устремляясь к Вожделенному, Неугасающему, Невечернему Свету» (6.06.1923.). В этом же письме он назидает общинников: «Чаще и достойнее принимайте Святые Христовы Тайны»…»сильные, сносите немощи слабых». А в февральском письме от 1924 года признается: «Жизнь общины для меня дороже моего личного существования. А еще дороже жизнь Церкви и Ее вечной святыни. И хотелось бы, чтобы жизнь общины была полной, осмысленной, радостной, неразрывно связанной с жизнью и страданиями всей тяжко больной, изнемогающей в муках Церкви». Удивительно его ощущение радости: «Какие у нас друзья», – и апостол Павел, и святой Иоанн Златоуст, и отцы Вселенских Соборов, наша святая воительница Мария Магдалина, и другие друзья (25.09.1924.).


 
Священник делится с нами своим опытом веры. Читаешь строчки из его писем как драгоценность духа и смысла. Вот первая: «Любящий ведет на Фавор – я верю и надеюсь. Он отнимает всякую радость, даже радость молитвы. Он предает на раны, большие и малые, сердце, чтобы оно, окончательно сломленное, истекающее кровью, признавшее свое предельное бессилие и сиротство, отдалось Ему полно и безраздельно, обрелось в Его руке, в Его деснице навеки…» (9.08.1933.). А вот еще одна строчка, письмо из Свирских лагерей, строительство Беломорского канала: «Где бы, с кем бы ни был, кого бы ни встретил – будь последним». «Я только теперь начинаю быть учеником…» (31.05.1932.).
-----------------------------------------------------------------------------------------------------

Ещё статьи об о. Анатолии Жураковском на сайте Преображенского братства.
Tags: аскеза, исповедники, о. анатолий жураковский, сайт псмб
Subscribe

  • Queen In The 90s

  • Читаем Евангелие от Луки

    Глава 6 2 Но некие фарисеи сказали им: "Почему вы делаете то, чего в субботу делать нельзя?" - По мнению фарисеев, нельзя было…

  • Читаем Евангелие от Марка

    Глава 8 24 И тот, взглянув, сказал: "Вижу людей, словно бы деревья, которые ходят" - Этого недостатчно, ведь люди - не просто предметы,…

promo adam_a_nt august 25, 2016 14:20 1
Buy for 20 tokens
Вроде бы дата не круглая, а для меня - символическая. Ровно половину этого срока, 13 лет, я в Преображенском братстве =) Когда я впервые увидела братство, а это было на одном из соборов, то после личного знакомства с братьями и сестрами у меня постепенно поменялось понимание Церкви, церковной…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments